Ресурсный Учебно-Методический Центр
Основными направлениями деятельности РУМЦ сегодня являются:
- Приказ о создании Ресурсного учебно-методического центра
- Положение о Ресурсном учебно-методическом центре
- Регламент работы Call-центра РУМЦ
- Концепция деятельности сети ресурсных учебно-методических центров высшего образования на период до 2030 года
- Паспорт выполнения работы на 2023 год
- Паспорт выполнения работы на 2024 год
- Деятельность РУМЦ по организации инклюзивного образования внутри вуза
- Отчёт "Обеспечение деятельности ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" за 2023 год
- Отчёт о проделанной работе с 05.12.2023 по 29.12.2023
- Отчёт о проделанной работе с 08.01.2023 по 31.01.2023
- Отчёт о проделанной работе с 01.02.2023 по 29.02.2023
- Отчёт о проделанной работе с 01.03.2024 по 31.03.2024
- Отчёт о проделанной работе с 01.04.2023 по 05.04.2023
- Отчёт о проделанной работе с 02.05.2024 по 31.05.2024
- Отчёт о проделанной работе с 01.06.2024 по 30.06.2024
- Годовой календарь профориентационных мероприятий 2024
Вопросы и ответы
Для поступления в вуз рамках особой квоты необходимо помимо основного пакета документов предоставить справку об инвалидности, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» дети- инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с
детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения
военной службы, имеют право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам
специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты (далее – особая
квота).
Особая квота устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем
десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, выделенных такой
образовательной организации на очередной год.
Да, может, если в заявлении абитуриент укажет желание участвовать в конкурсе на зачисление в вуз как в конкурсе в рамках особой квоты, так и по общему конкурсу. В случае непрохождения по конкурсу в рамках особой квоты, абитуриент с инвалидностью будет иметь право на участие в общем конкурсе на зачисление в вуз и иметь преимущественное право зачисления в соответствии с частью 9 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Да, может. В соответствии с пунктом 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России № 1076 от 21 августа 2020 года, при реализации прав поступающие могут сдавать все общеобразовательные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ.
Да, может. В соответствии с пунктом 17 приема на обучение по образовательным программам высшего образования- программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России № 1076 от 21 августа 2020 года, поступающие могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали они в сдаче ЕГЭ.
В соответствии с пунктом 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года, поступающие могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, либо сдавать одно или несколько общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно ( вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ), наряду с использованием результатов ЕГЭ в качестве результатов других общеобразовательных вступительных испытаний.
В вуз нужно предоставить справку, действующую на момент подачи документов, а затем, после
продления инвалидности предоставить новую справку.
Для поступления в рамках особой квоты справка об установлении инвалидности должна
действовать на момент завершения подачи документов в вуз.
Да, имеет, если в справке об установлении инвалидности в строке «причина» указано «инвалид детства». В соответствии с ч.5 ст. 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети- инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.»
Потребность в специальных условиях обозначается на этапе подачи заявлений до начала вступительных испытаний. В этот же момент абитуриенту следует указать, какие именно условия необходимы. Условия определяются на основе беседы с абитуриентом, анализа индивидуальной программы реабилитации или абилитации, заключения психолого- медико- педагогической комиссии. Полный перечень возможных условий представлен в Разделе Х Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования- программам бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России № 1076 от 21 августа 2020 года.
Согласно Разделу Х Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программа бакалавриата программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России № 1076 от 21 августа 2020 года, образовательная организация обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья(далее- индивидуальные особенности). Основанием для предоставления условий является заявление и документ, подтверждающий инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий.
Условия для сдачи вступительных испытаний вуза абитуриентом с инвалидностью носят заявительных характер. Перечень возможных условий определен в Разделе Х Порядка приема на обучение по программам высшего образования- программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России № 1076 от21 августа 2020 года. Заявление необходимо подать в приемную комиссию до начала вступительных испытаний. Основанием является наличие инвалидности. Необходимые условия могут содержаться в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, заключение психолого- медико-педагогической комиссии (при их наличии) или условия определяются самим абитуриентом в соответствии с его видом нарушения здоровья.
Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 01.05.2017 № 93-ФЗ» заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии у инвалида противопоказаний для обучения при поступлении в соответствующие образовательные организации инвалиду не требуется.
Не требуется согласно Федеральному закону «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 01.05.2017 № 93-ФЗ» заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии у инвалида противопоказаний для обучения при поступлении в соответствующие образовательные организации.
Да, возможен. Ограничений по приему нет. Однако, рекомендуется при поступлении лиц с медицинскими противопоказаниями к соответствующим условиям и видам труда могут возникнуть сложности с освоением образовательной программы, в том числе в рамках практической подготовки. Вузам рекомендуется получить письменное уведомление от абитуриента об осведомленности о возможных последствиях.
Лица, которым предоставлено право на прием в пределах особой квоты, могут поступать на обучение по программам бакалавриата и программ специалитета одновременно в 5 образовательных организаций высшего образования, максимум на 10 направлений подготовки (специальностей) в рамках одного вуза ( количество определяет сам вуз), согласно пункту 22 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России № 1076 от 21 августа 2020 года, а также Федеральному закону от 27 июня 2018г. № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона “ Об образовании в Российской Федерации”».
При проведении вступительных испытаний для поступающих из числа инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья в соответствии с пунктом 68 Порядка приема на обучение
по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам
магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России № 1076 от 21 августа 2020 года
допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из
числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными
возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных
особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с
лицами, проводящими вступительное испытание).
В соответствии с п.73 Порядка приема услуги ассистента предоставляются поступающим на
основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих
специальных условий.
Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями
здоровья увеличивается вузом на основе локального нормативного акта, но не более чем на 1
час 30 минут.
В соответствии с пунктом 69 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего
образования- программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры,
утвержденный Приказом Минобрнауки России № 1076 от 21 августа 2020 года, продолжительность
вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья
увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.
В соответствии с п. 73 Порядка приема специальные условия предоставляются поступающим на
основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих
условий.
В соответствии с частью 3) пункта 72 Порядка приема на обучение по образовательным
программам высшего образования- программам бакалавриата, программам специалитета, программам
магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России № 1076 от 21 августа 2020 года при
проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных
требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными
возможностями здоровья:
- для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры
коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая
аппаратура индивидуального пользования (при очном проведении вступительных испытаний);
предоставляются услуги сурдопереводчика.
В соответствии с пунктом 73 Порядка приема специальные условия предоставляются
поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания
соответствующих специальных условий.
В соответствии с частями 1) и 2) пункта 72 Порядка приема на обучение по образовательным
программам высшего образования- программам бакалавриата, программам специалитета, программам
магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России № 1076 от21 августа 2020 года при
проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных
требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными
возможностями здоровья:
для слепых:
- задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом
Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со
специализированным программным обеспечением для слепых либо зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге рельефно- точечным шрифтом Брайля или на
компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются
ассистенту;
- при очном проведении вступительных испытаний поступающим для выполнения задания при
необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма
рельефно- точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением
для слепых;
для слабовидящих:
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (при очном
проведении вступительных испытаний);
- поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее
устройство (при очном проведении вступительных испытаний), возможно также использование
собственных увеличивающих устройств;
- задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний
оформляются увеличенным шрифтом;
В соответствии с пунктом 73 Порядка приема специальные условия предоставляются поступающим
на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания
соответствующих специальных условий.
В соответствии с частью 6 пункта 72 Порядка приема на обучение по образовательным программам
высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам
магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России № 1076 от 21 августа 2020 года при
проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных
требований для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных
функций верхних конечностей:
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным
обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме
(дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности,
вступительные испытания при приеме в магистратуру – по решению организации).
В соответствии с пунктом 73 Порядка приема специальные условия предоставляются поступающим
на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания
соответствующих специальных условий.
Да, могут. Если техническое средство или устройство индивидуального пользования является необходимым для обеспечения приема и передачи информации в доступной для абитуриента с инвалидностью форме. Это может быть собственное техническое средство абитуриента или техническое средство, предоставленное образовательной организацией.
Да, может. У него нет права на «льготное» зачисление, но есть право выбора формы испытания (ЕГЭ или вступительное испытание вуза) и право на специальные условия при сдаче вступительных испытаний.
В соответствии с частью 3) пункта 72 Порядка приема на обучение по образовательным
программам высшего образования- программам бакалавриата, программам специалитета, программам
магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России № 1076 от 21 августа 2020 года при
проведении вступительных испытаний вуз обеспечивает предоставление услуг
сурдопереводчика.
В соответствии с п. 73 Порядка приема услуга сурдопереводчика предоставляются абитуриентам
на основании заявления о приеме, содержащего сведения о такой необходимости.
С целью минимизации рисков аннулирования результатов экзаменов из-за нарушений, возникших вследствие индивидуальных психофизических особенностей абитуриента, во время проведения вступительных испытаний для абитуриентов с инвалидностью вузам не рекомендуется применять автоматическую систему прокторинга с использованием специальных технических программ. Рекомендуется в заявлении на создание специальных условий указать свои особенности, которые могут помешать процедуре прокторинга.
Возможность получения второго высшего образования на безвозмездной основе будет доступна после внесения изменений в законодательство Российской Федерации, в случае если имеющаяся инвалидность препятствует осуществлению лицом профессиональной деятельности в соответствии с ранее полученным им документом о профессиональном образовании и квалификации.
Да, есть. На Портале инклюзивноеобразование.рф представлен раздел «Атлас профессий», содержащий информацию о профессиях, специальностях, доступных для лиц с инвалидностью с различными видами нарушений здоровья, и вузах, их реализующих.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» функционирует сеть
ресурсных учебно- методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья на базе образовательных организаций высшего образования (РУМЦ).
Указанные центры осуществляют информационную и методическую поддержку по вопросам
организации инклюзивного образования, в том числе с использованием портала
инклюзивноеобразование.рф информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет».